Марина Цветаева, жизнь и творчество которой приходится в основном на первую половину 20 века — талантливая русская поэтесса, переводчица, прозаик и неординарная личность.
Своеобразие ее лирики характеризуют три слова: гениальность, трагизм, одиночество.
- Биография Марины Цветаевой
- Детство и юность
- Начало творческой деятельности
- Гражданская война
- Эмиграция
- Личная жизнь Марины Цветаевой
- Семья
- Творчество Марины Цветаевой
- Сборники стихов
- Поэмы
- Проза
- Эссеистская проза
- Смерть Марины Цветаевой
- Самоубийство и тайна могилы
- Версии гибели
- Кенотаф Цветаевой в Тарусе
- Отпевание
- Память о Марине Цветаевой
- Интересные факты из жизни Цветаевой
Биография Марины Цветаевой
Детство и юность
Родителями будущей поэтессы стали представители российской интеллигенции: Мария Александровна, – профессиональный музыкант, и Иван Владимирович, – специалист в области языкознания, литературоведения.
Марина Цветаева родилась 26 сентября по старому стилю, 8 октября – по новому, в 1892 году в Москве. Марина стала первым общим ребенком в семье.
Также вместе с нею воспитывались дочь и сын отца от предыдущего брака. В 1894 г. родилась родная сестра Марины Анастасия.
До 14 лет жизнь М. Цветаевой была безоблачной. Ее обучали музыке, языкам, стихосложению. Много времени она вместе с матерью проводила за границей.
В 1908 г. Мария Цветаева умерла от чахотки. Старшая дочь очень болезненно перенесла эту утрату. Ее и без того сложный характер стал еще тяжелее.
Основные науки Марина Цветаева изучала в гимназиях в России, пансионах Германии, Швейцарии. В 1908 г. во Франции она слушала лекции по литературе в университете.
Начало творческой деятельности
Первое свое стихотворение, Цветаева Марина написала еще в дошкольном возрасте, и более уже литературных опытов не прерывала. Дух творчества витал в воздухе ее родного дома, и не проникнуться им было просто невозможно.
Официальным началом творчества Цветаевой, является публикация в 1910 году сборника «Вечерний альбом», объединившего поэзию, созданную в детстве и юности. Спустя некоторое время увидела свет вторая книга — «Волшебный фонарь».
В этот период Марина Ивановна Цветаева интересовалась идеями символизма, но заметного влияния на ее произведения это литературное течение не оказало.
Гражданская война
Литератор восприняла боевые действия между красными и белыми как личную трагедию. Она считала противоестественной вражду внутри русского народа.
Тем не менее большее сочувствие она испытывала к Белой гвардии, где служил офицером муж, Сергей Эфрон.
Свои личные чувства и эмоции, Марина Ивановна Цветаева отразила в стихотворениях цикла «Лебединый стан», в поэме «Царь-девица».
Эмиграция
Советская власть не устраивала поэтессу, она не хотела более жить в России, поэтому уехала с дочерью Ариадной за границу, где продолжила свою литературную деятельность.
Ее лирика, была по достоинству оценена выходцами из России, представителями творческой интеллигенции, покинувшими Родину в первую волну эмиграции.
Ее супруг Сергей, уже некоторое время находился за рубежом и семья снова воссоединилась.
Германия, Чехия – страны, где они жили. Во Францию переехали в 1925 г., но уже вчетвером: с младенцем Георгием.
Однако в эмиграции ситуация складывалась плачевно: болезнь Сергея Эфрона, отказы редакций в публикации стихов, и, как следствие, глубокая бедность.
Стали искать варианты.
В итоге сначале в Россию вернулась дочь Ариадна, ей тогда уже исполнилось 25 лет, затем супруг Сергей Эфрон, преследуемый парижскими властями, а потом и лично Марина Цветаева.
До начала второй мировой войны и смерти поэтессы оставалось 2 года.
Личная жизнь Марины Цветаевой
Семья
Жизнь прославленной поэтессы полна невзгод и лишений. В личной жизни сконцентрировалось все: страсть, измены, поддержка, мир, конфликты.
Супруг один, Сергей Эфрон, за которого девушка выходила замуж по большой любви в девятнадцатилетнем возрасте.
Рождение детей, Ирина, умершая в младенчестве, Ариадна и Георгий.
Брак не получился идеальным. Она не считала себя обязанной нести бремя верности, не в силу своей несерьезности, а из-за потребности в пылкости чувств. Стихотворец, писатель Борис Пастернак, скульптор Константин Родзевич – это совсем неполный список тайных возлюбленных.
Сергей Эфрон очень страдал от измен супруги, но справиться с проблемой не смог.
Судьбы всех членов семьи сложились трагически: муж расстрелян осенью 1941 г. по указке НКВД, Ариадна отсидела в сталинских застенках 15 лет, Георгий погиб на фронте.
Творчество Марины Цветаевой
Сборники стихов
Перу Цветаевой принадлежит несколько сборников поэзии:
- «Из двух книг»
- «Стихи к Блоку»
- «Разлука»
- «Ремесло»
- «Молодец»
- «После России»
и другие.
Основные черты лирики Марины Цветаевой, связаны с вечными темами русской литературы: свобода, смысл жизни, любовь, дружба, предназначение творчества, семья, доверие. Проникновенность, тонкость восприятия, уникальность выражения, самобытность языка присущи каждой строке поэтессы.
Поэмы
Марина любила не только малые художественные формы, но и такой вид произведений, как поэмы.
Цветаеву волновали судьбы людей в исторических обстоятельствах, она писала посвящения отдельным личностям, дорогим ее сердцу и уму. Ею написаны следующие шедевры:
- «Чародей»
- «Поэма Горы»
- «Поэма Конца»
- «Крысолов»
- «С моря»
- «Новогоднее»
- «Красный бычок»
- «Сибирь».
Также в личном архиве поэтессы сохранились наброски, фрагменты, недописанные поэмы.
Планы, безвременно скончавшаяся Марина Ивановна, строила на последующие годы обширные.
Проза
Творческий путь Цветаевой не ограничивался рифмами, она также являлась автором прозаических произведений, не менее ярких по изобразительным средствам и насыщенных по содержанию.
В отдельных произведениях излагаются события из жизни знаменитых современников, в других прослеживаются автобиографические мотивы, касающиеся не только внутреннего мира автора, но и ее родных.
Начало работы в этом ключе приходится на годы эмиграции. В ее прозе становится заметно влияние поэзии. Цветаева и сама неоднократно обращала на это внимание.
Марина Цветаева автор таких произведений, как:
- «Мать и музыка»
- «Отец и его музей»
- «Дом у старого Пимена».
Эссеистская проза
Отношение поэтессы к себе нельзя назвать философским. Она с рождения требовательна к себе.
Марина ежедневно заставляла себя идти к письменному столу и заниматься
творчеством, даже в те дни, когда в доме не находилось ни корки хлеба, ни копейки денег, чтобы купить простейшие продукты.
Материнской и женской мудрости ей не дала природа. Тем не менее философские темы присутствуют и в лирике, и в эссе. Поэтесса видела мир по-своему и гениально отразила личные взгляды на определенные события, описала собственное отношение к известным людям. Наиболее известные эссе:
- «Мой Пушкин»
- «Поэт и время»
- «Эпос и лирика современной России»
- «История одного посвящения»
Смерть Марины Цветаевой
Самоубийство и тайна могилы
Жизненный путь Цветаевой закончился 31 августа 1941 г. Она умерла не от болезни и не в результате несчастного случая. Причина смерти — ее добровольный уход из
жизни: самоубийство через повешение.
Случилось это в Елабуге, в эвакуации, куда, спасаясь от военных событий в центре страны, приехала Марина Цветаева с шестнадцатилетним Георгием.
Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище Елабуги.
Сын ее в последний путь не провожал, дочь находилась в заключении.
Известно, что сестра Анастасия как-то с горечью говорила: «Жаль, что воспитаны такие сложные дети. Если бы сын был проще, он не стал бы избегать похорон, а принес бы матери на могилу букет васильков или ромашек».
Точное место захоронения не известно. В шестидесятые годы родственники установили крест с табличкой. Написали, что в этой стороне кладбища похоронена талантливая поэтесса и писательница Марина Ивановна Цветаева.
Версии гибели
Известно несколько версий ее смерти. Одна из них принадлежит Анастасии, родной сестре погибшей.
Женщина обвинила в смерти матери Мура, так называли в семье Георгия.
Между матерью и сыном были частые конфликты, во время последнего Мур кричал, что они успокоятся только тогда, когда одного из них не станет.
Согласно второй версии, Цветаевой было предложено сотрудничество с НКВД. Она не могла этого принять как мать и жена близких людей, находящихся в сталинских застенках.
Есть и третья версия ее смерти. Сторонники этой версии считают, что поэтесса относилась к сыну не как мать, а как женщина, и ждала от него взаимности.
Глубокие аналитики поэзии выработали еще одну позицию: вся ее лирика была пронизана нелюбовью к жизни. По их мнению, поэтесса все равно пришла бы к такому трагическому итогу.
В одном из ее стихотворений даже есть такие строки: «Ведь я не для жизни…»
Все таки ни одно из этих предположений не является главным и окончательным, но истину определить наверно уже не дано никому.
Кенотаф Цветаевой в Тарусе
Великая поэтесса похоронена в Елабуге, но она хотела лежать в земле Тарусы.
В 1962 году на берегу Оки был установлен памятный камень. На нем написано, что именно здесь хотела бы быть похороненной М. Цветаева. У кенотафа всегда лежат живые цветы.
Отпевание
Церковь запрещает отпевание самоубийц, но может пойти навстречу верующим.
Так, по прошению Анастасии и священнослужителя А. Кураева, Марину Цветаеву отпели в Москве, спустя 49 лет после смерти.
Память о Марине Цветаевой
Имя Цветаевой, классика 20 века, известно во всем мире. Она оставила после себя огромное творческое наследие, а это самое главное.
На сегодняшний день произведения Цветаевой включены в школьную программу 4-го класса начальной школы.
- «За книгами»
- «Бежит тропинка с бугорка»
- «Красной кистью рябина зажглась»
В школьную программу для учеников 9-х классов.
Биография Марины Цветаевой в школьной программе 11-х классов.
Ее помнят и чтят. Памятники великому человеку установлены в Москве, Тарусе, во французском городе Сен-Жиль-Круа-де-Ви.
В России открыто несколько домов-музеев с экспозициями, посвященными ее жизни. Имя Марины Цветаевой присвоено улицам во многих городах.
О биографии гениального поэта написано много книг и статей, раскрывающих полностью, либо кратко, важные вехи жизни. Вот только некоторые из них:
Арсеньева Е.А. Костер неистовой любви. – М.: Эксмо, 2005. – 90 с.
Белкина М.И. Скрещение судеб. – М.: Аст, 2017. – 40 с.
Геворкян Т.М. На полной свободе любви и дара. – М.: Дом-музей, 2003. – 384 с.
Интересные факты из жизни Цветаевой
Отдельные аспекты биографии Цветаевой довольно нелицеприятны. О них не сообщит на уроке учительница литературы:
- Марину в детстве исключили из двух московских гимназий за дерзкий характер.
Выйдя замуж, поэтесса всячески изводила супруга, даже не пытаясь создать дома
благоприятную атмосферу. - Будучи замужней дамой, она начала встречаться с женщиной, причем отношения с ней зашли довольно далеко. Эфрон знал об этом.
- В 1920 году сдала дочек в приют. Когда навещала их, то осознанно кормила только старшую девочку. Младшая умерла от голода в трехлетнем возрасте. Марина объясняла выбор тем, что двое не выжили бы.
- В своих личных чувствах к мужчинам она была несколько навязчива.
(Например, засыпала посланиями женатого Пастернака, из-за чего он постоянно ссорился с супругой. Но поэтессу это никак не волновало.) - Веревку, на которой она повесилась, дал ей Борис Пастернак, когда помогал укладывать вещи при отъезде в Елабугу.(Он еще тогда мрачно пошутил, что бечевка висельника даже выдержит.)
- Из детей Марина любила только Георгия. К другим относилась с безразличием.
- Первая книга выпущена на ее личные сбережения.
- 1911 год она считала самым счастливым в своей жизни, потому что провела лето в
Коктебеле, в творческой атмосфере, среди интересных людей. Здесь же
познакомилась с Сергеем Эфроном и в этом же году вышла за него замуж. - В эмиграции Марина Цветаева, пытаясь свести концы с концами, устроилась на работу в столовую, где мыла посуду.