Акмеизм в литературе

Акмеизм 19 век Поэзия 18-20 века

 

Первые десятилетия прошлого столетия называют серебряным веком русской поэзии неслучайно: именно в это время на литературном небосклоне появилось большое число звездных стихотворцев и прозаиков. Среди множества творческих направлений, таких как футуризм, имажинизм, символизм, наиболее выделяется акмеизм.

Акмеизм в поэзии «Серебряного века»

Суть понятия Акмеизм — как и многие литературоведческие термины, данное слово имеет греческие корни. Перевод звучит так: цветущая ветвь, острый конец.
Акмеизм – это модернистское течение, выделившееся в десятые годы двадцатого века из символизма и отличающееся от исходного направления ясностью художественных образов, простотой и понятностью языка.

Второе название: адамизм – по имени первого мужчины на Земле. Оба наименования использовались в качестве синонимов, но основным был первый термин. И в том, и в другом слове заложено преклонение перед расцветом, высшей степенью первозданности.

Художественная концепция акмеизма

Теория акмеизма была написана знаменитым поэтом и ученым Николаем Гумилёвым. Он подробно изложил ее в статье о положительных и отрицательных признаках наследия символизма, увидевшей свет в 1913 году, то есть тогда, когда практика нового направления уже существовала.
Манифест акмеизма был воспринят членами кружка как руководство к действию, так как документ полностью соответствовал их взглядам. Гумилёв подчеркнул приоритет действительности: важно то, что есть сейчас, без выдумок и ассоциаций.

Представители акмеизма, по мнению теоретика, должны видеть реальность без отнесенности к времени, истории. Талантливый исследователь мечтал, чтобы созданное им литературное течение стало ведущим в художественном пространстве. Под акмеизмом он понимал обращение стихотворцев к миру простых предметов, обычных вещей, понятных и ясных для всех людей, а не только для избранных.

Принципы акмеизма

В сравнении с избыточно развернутыми положениями символизма принципы акмеизма сформулированы четко, кратко, но лаконично:

  • обязательность употребления слов в прямом значении;
  • отрицательное отношение к идеализации в описаниях предметов;
  • воспевание естественности в проявлении чувств и эмоций;
  • особое внимание к нюансам;
  • минимум тропов и фигур;
  • преобладание простых синтаксических конструкций;
  • уважительное отношение к мировой культуре;
  • гармонизация взаимоотношений человека и природы;
  • натуралистичность.

История возникновения и развития акмеизма

Направление акмеизм берет начало в русском символизме. Это своеобразная демонстрация поэтами, ранее поддерживающими условные знаки в творчестве, своего несогласия с крайностями подобной лирики. Молодые поэты, совсем недавно ярые приверженцы учения Валерия Брюсова, отличавшегося идеализацией, мистицизмом, надуманностью тем и персонажей, захотели быть понятыми читателями.

Они создали собственный кружок, занялись разработкой самобытной теории и стали издавать журнал «Гиперборей», даже название которого говорит о многом: ветер, отодвигающий тучи на пути к солнцу. В периодике мастера слова печатали свои произведения. Поэтический цех не был закрытым сообществом, на заседания могли приходить и другие стихотворцы, имеющие иную точку зрения на теорию, не совпадающую с мнением кружковцев.

Акмеизм в литературе существовал только несколько лет, так как поэты, проповедующие данное направление, были слишком талантливы, чтобы сдерживать свое творчество какими-либо рамками и рутинными обязанностями.
Например, Н. Гумилёв, Г. Иванов, С. Городецкий,  Анна Ахматова писала подобные стихотворения только в период своего раннего творчества. То же самое можно сказать и об Осипе Мандельштаме, поздние произведения которого коренным образом отличались от литературных примеров, созданных им в начале двадцатого века.

Основные представители акмеизма

В литературе серебряного века данное направление представлено замечательными поэтами и теоретиками. В их число входили следующие талантливые стихотворцы:

  • Николай Гумилёв,
  • Анна Ахматова,
  • Осип Мандельштам,
  • Георгий Иванов,
  • Михаил Зенкевич,
  • Михаил Лозинский,
  • Владимир Нарбут,
  • Сергей Городецкий и другие.

Все литераторы внесли бесценный вклад в развитие теории, языка и оставили после себя богатое творческое наследие. Сами же поэты считали для себя примером классика И. Анненского, также начинавшего свое творчество в среде символистов, но самостоятельно пришедшего к осознанию верного пути в литературе.

Основные черты акмеизма

Читая русскую поэзию, каждый любитель стихотворных текстов без труда может определить, что перед ним произведение, относящееся именно к этому литературному течению, если знает основные черты акмеизма:

  • точность образов;
  • ясность изложения;
  • детальное описание предметов;
  • понятность, близость темы и идеи;
  • реалистичность описываемых событий;
  • строгость композиции;
  • сюжетность.

Таким образом, несмотря на непродолжительность существования в период серебряного века акмеизма, его значение для дальнейшего развития русской литературы трудно переоценить.
Стихотворения Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, О. Мандельштама являются образцами истинной поэзии. Последователи их творчества стали относиться к слову бережно, вдумываясь в его главный смысл. Их стремление донести до читателей идею с помощью правильно выбранных рифм и стихотворных размеров, уникального построения произведений сыграло решающую роль для становления литературного творчества двадцатого столетия.

Оцените статью
( 5 оценок, среднее 4.6 из 5 )
Поделиться с друзьями
В плену поэзии
Комментарии к записи Акмеизм в литературе

Комментарии, считающиеся спамом или исключительно рекламные по своему содержанию, будут удалены. Также будут удалены анонимные, оскорбительные, содержащие ненормативную лексику, вводящие в заблуждение или клеветнические комментарии.

  1. Аноним

    Спасибо

    

Мы используем файлы cookie на нашем сайте

OK