- Определение, характеристики, особенности футуризма
- История футуризма
- Особенности футуризма в литературе
- Основные принципы футуризма можно свести к следующим пунктам:
- Основатели и представители футуризма
- Европейские представители футуризма в литературе:
- Русские представители футуризма:
- Направления в русском футуризме
Определение, характеристики, особенности футуризма
Футуризм — от латинского слова «futurum», в переводе означающее «будущее».
Футуризм – это одно из самых ярких и инновационных движений в истории искусства. Основатели этого направления, итальянские художники, писатели и поэты, хотели быстро и радикально изменить представления о форме, энергии и ценностях жизни. Они обратили особое внимание на создание уникальных идей и концепций, включая использование живописи, скульптуры, литературы и музыки для передачи эмоций и осмысления будущего.
Основными характеристиками футуризма были отказ от традиционных форм и стилей и использование новых материалов и технологий. Футуристы использовали смелые цвета, геометрические формы и динамичные линии, чтобы передать ощущение движения и энергии. Они создавали произведения искусства, которые отражали дух времени и стремление к новым горизонтам.
Одной из особенностей футуризма является использование неологизмов — новых слов, созданных на основе металлургических, термодинамических и других технических терминов. Такие слова придают произведениям искусства футуристический характер и создают ощущение нового и неизведанного. Благодаря неологизмам, футуристы создали уникальный стиль, отличающийся от традиционных литературных форматов.
Футуристы играли с размерами и формой слов, использовали цветовые и звуковые эффекты. Это позволяло им активно взаимодействовать с читателем и привлекать его внимание.
Футуризм стал одним из самых значимых и влиятельных движений в истории искусства. Он повлиял на многих художников и даже на другие искусственные движения. Футуристические идеи и техники можно увидеть в работах таких художников, как Пабло Пикассо и Василий Кандинский, а также в различных формах искусства, включая кино, архитектуру и дизайн.
Футуристы хотели изменить представление о времени и пространстве. Они хотели создать искусство, которое будет отражать все аспекты жизни, включая самые современные технологии и новации. Футуристы верили в силу энергии и движения, и использовали эти элементы в своих произведениях. Футуризм стал олицетворением смелости и революционности в искусстве, и внес огромный вклад в развитие современной культуры и искусства.
История футуризма
История футуризма началась в начале 20-го века в Италии, с манифестов искусствоведов и художников, где они формулировали свою демо-версию футуристической культуры. Футуристы были представителями различных культур и стран, но их объединяла одна общая идея – создавать новую эстетику и новые ценности через исследование быстроты, технологического прогресса и энергии механизма.
Основными футуристами были итальянские художники, которые создали ряд манифестов, в которых выражали идеи футуризма. Они отказались от традиционных форм и использовали машину как символ прогресса и силы.
Одним из великих футуристов был итальянский художник Томмазо Маринетти, который в своих работах исследовал новые идеи и концепции в области искусства и архитектуры.
В 1912 году футуризм распространился за пределы Италии и нашел своих приверженцев в разных странах. Так, в России футуризм стал одним из ключевых направлений в литературе и искусстве начала 20-го века. Русские футуристы, такие как Велимир Хлебников и Владимир Маяковский, активно экспериментировали с языком, звучанием и типографикой, создавая поэтические работы, отражающие энергию и динамику современного мира.
История футуризма в России началась в 1910-х годах, когда появились первые футуристические тексты и манифесты. Футуристическое движение сразу вызвало широкий отклик и стало неотъемлемой частью руской культуры начала XX века.
Возникновение футуризма в России открыло двери для новых творческих идей и предложило альтернативные подходы к искусству и литературе. Футуристическое движение и его представители оказались впереди своего времени и оказали огромное влияние на развитие русской культуры и искусства.
В своих произведениях футуристы изображали движение, скорость и энергию в форме абстрактной и динамичной живописи. Они включали в свои работы элементы геометрии и геометрических форм, создавая уникальные композиции и визуальные эффекты.
Особенности футуризма в литературе
- Стремление к новому образу искусства
- Отказ от традиций
- Внимание к форме произведения
- Применение неологизмов
- Выражение массового настроения толпы
- Бунтарское настроение
- Культ города, технологий
Основные принципы футуризма можно свести к следующим пунктам:
- Радикальное изменение языка и выражений.
- Отказ от литературных жанров и рамок.
- Эксперименты с новыми литературными приемами.
- Активное влияние на развитие литературного процесса.
- Оригинальность и инновационность в произведениях.
Основатели и представители футуризма
Европейские представители футуризма в литературе:
Филиппо Маринетти, итальянский поэт и писатель;
Луиджи Руссоло, итальянский художник и поэт;
Фернанду Песоа, португальский поэт и прозаик.
Русские представители футуризма:
Велимир Хлебников;
Василий Каменский;
Игорь Северянин;
Алексей Кручёных;
Бенедикт Лившиц;
Елена Гуро;
Вадим Шершеневич.
Направления в русском футуризме
Гилея
«Гилея» — первая футуристическая организация, созданная в 1908 году. Открыто «Гилея» заявила о себе в 1910 году в Петербурге. В составе группы находились: Д. и Н. Бурлюки, Б. Лившиц, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Каменский, Е. Гуро, А. Крученых. «Гилея» провозглашала кубофутуризм. В 1912 году вышел программный сборник «Пощечина общественному вкусу».
«Гилея» провозглашала кубофутуризм. Большинство поэтов-гилейцев были ещё и живописцами, ценителями кубизма. Пренебрежение к традициям прошлого, стремление создать новое искусство, общество, урбанизм — всё это роднило группу с итальянцами.
Ассоциация эгофутуристов
Игорь Северянин — первый эгофутурист. Он сам назвал себя так, добавив «эго» к определению «футурист», в 1911г. В этом же году образовался кружок, в который кроме Северянина, вошли Г. Иванов, К. Олимпов, Грааль-Апрельский. Через год кружок был переименован в «Академию Эго поэзии», и в том же году полностью распался.
Мезонин поэзии
Мезонин поэзии — организация созданная в 1913 году, распалась в конце того же года. Основными участниками были В. Шершеневич, К. Большаков, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренёв, Л. Зак. Идейным вдохновителем группы был Вадим Шершеневич — умелый издатель, редактор, способный поэт и критик.
Центрифуга
Поэтическое объединение — московская футуристическая группа «Центрифуга». Образовали поэты, ранее связанные с издательством «Лирика», давно знакомые между собой Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, эгофутуристы Олимпов, Широков, Крючков, а после распада «Мезонина поэзии» — Большаков, Третьяков, Ивнев.
«Центрифуга» просуществовала до 1917 года, а их книги под этой маркой выпускались до 1922.
Несмотря на антибуржуазную направленность футуризма, советская власть негативно воспринимала его представителей, и движение постепенно начало распадаться.
Окончательно футуризм как движение исчез в СССР в конце 1920 годов.