Маяковский — знаменитый советский поэт-футурист, прозаик, художник-плакатист, сатирик, драматург, актёр и режиссёр, публицист, словом — «трубадур революции», сразу же ставший классиком, лучшим поэтом советской литературы.
Главред изданий «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Активный участник создания «Окон РОСТА». Один из наиболее влиятельных деятелей периода серебряного века отечественной литературы и столетия в целом.
- Владимир Маяковский. Биография
- Ранний период жизни
- Личная жизнь
- Творчество
- Начало творческого пути
- Художник, автор «народных спектаклей», актёр
- Спектакли и пьесы
- Лекции
- Поэмы
- Путешествия и общественная деятельность
- Смерть поэта
- Предсмертная записка
- Темы творчества
- Лирика Маяковского
- Тема города
- Тема любви
- Маяковский и революция
- Гражданская тема
- Тема поэта
- Тема будущего
- Тема доброты
- Сатира на образ внешнего и внутреннего классового врага
- Лучшие стихи и произведения
- ТОП-10 стихотворений
- Интересные факты
Владимир Маяковский. Биография
Родившийся в Грузии в 1893-м, Владимир в подростковом возрасте попал в Москву, в которой до обретения известности жил с семьёй почти впроголодь. Яро поддерживал революцию, ещё в юности вёл активную партийную деятельность, несколько раз садился под арест.
Стал известнейшим русским классиком начала века, путешествовал по Америке, редактировал журналы, рисовал агитплакаты. Имел множество романов, самая известная, затяжная и страстная его любовь — Лиля Брик. Отец двух внебрачных детей. 14.04.1930 оставил стихотворную записку и застрелился. Биография В. Маяковского насыщена событиями, женщинами, путешествиями. Биография талантливейшего, незаурядного человека, жизнь прожитая на одном выдохе!
Ранний период жизни
Маяковский родился в Грузии в 1893-м, в маленьком селе Багдади. Вскоре семейство, состоящее из отца-лесничего, матери, двух братьев, умерших во младенчестве, и сестёр Оли и Люды, поселилась в Кутаиси – областном центре.
К шести будущий поэт самостоятельно научился читать. Любовь к громким выступлениям проснулась в нём уже тогда: юный оратор забирался в огромные винные сосуды и декламировал любимые произведения. Звук отражался от стенок посуды, и речи звучали очень громко.
В 1902-м мальчика приняли в гимназию. Уже в этом возрасте он был активным участником мероприятий левой направленности, распространял агитационные листки, тяготел к рисованию и даже имел к этому талант, и был взят на бесплатное обучение Сергеем Краснухой, лучшим, на тот момент, живописцем в городе.
Семейство никогда не было обеспеченным, но хуже всего пришлось в 1906-м: отец погиб от инфекции, занесённой ржавой иголкой.
Позже Владимир вспоминал: спустя пару дней после гибели отца, оставшиеся с тремя рублями в кармане, Маяковские распродали стулья и столы. Потом уехали в Москву, где у них не было ни родственников, ни друзей.
В Москве они жили крайне бедно: пришлось бросить пятый класс гимназии, платить за неё семейство не могло.
В это же время сблизился со студентами, увлечёнными идеями революции, стал членом РСДРП и опубликовал своё стихотворение, очень идейное… но плохое с точки зрения поэзии..
Весь 1908-й год занимался пропагандой и три раза был арестован, впоследствии освобожден — два раза по нехватке улик против него, и один — из-за юных лет и «действия без разумения».
В 1909-м Маяковского арестовали почти на одиннадцать месяцев, это время он коротал в карцере Бутырской тюрьмы. «Отъелся», как он писал в мемуарах. В заключении юноша вновь начал учиться. Там же у него нашлась тетрадка, куда он записывал свои стихотворения.
Впрочем, в более зрелом возрасте, эти стихи поэту не нравились: по его мнению, получилось «ходульно и ревплаксиво».
По окончании ареста тетрадку со стихами забрал тюремный охранник, и Владимир об этом даже не жалел, хоть впоследствии и начинал отсчёт своего творчества именно с тюрьмы.
Но самое главное – во время одиннадцатимесячного заключения, у молодого поэта возникла идея о необходимости поиска нового искусства и эстетики. Вдохновлённый и окрылённый юноша становится студентом МУЖВЗ, откуда в 1913-м его отчисляют за революционные речи.
Личная жизнь
Первой известной любовью великого пролетарского писателя стала Софья Шамардина, «артистка-футуристка».
Молодые люди познакомились в 1913-м, «Сонке» он посвятил стихотворение «Послушайте!». Владимира и Софью свёл Корней Чуковский, который вскоре сильно жалел об этом – считая, что он совратил и шантажировал несчастную девушку.
Шамардина действительно забеременела от него, на поздних сроках втайне сделала аборт, однако о своих отношениях с Маяковским никогда не жалела. Тот часто называл Софью своей сестрой, и эта роль ей очень нравилась.
После разрыва Маяковский предлагал Шамардиной вернуться к нему, выйти за него замуж и даже завести ребёнка, но девушка отказалась. Тем не менее, к нему самому и к его творчеству, она всегда относилась с нежностью и восхищением, даже читала стихи Маяковского своему новорождённому сыну.
Когда спустя много времени после замужества она встретила Маяковского вновь, он удивился тому, что она променяла футуристскую молодость на партийную деятельность, и теперь «одевается под Крупскую».
Следующая дама сердца — Мария Денисова, подарившая Маяковскому скульптуру (бюст пролетарского писателя), её «остроугольного друга».
Непростые отношения с ней вдохновили его на создание «Облака в штанах». В стихотворении зафиксирован момент, когда вместо футуриста женщина выбрала другого мужчину, с которым и заключила брак.
В гражданскую войну Мария вышла замуж за красного офицера Щаденко, и сильно потом жалела об этом: муж не поддерживал её творческие порывы, и она часто жаловалась на это Маяковскому.
Следующим этапом биграфии Маяковского станет легендарная Лилия Юрьевна Брик, жена Осипа Брика, писателя, литературоведа и теоретика русского авангарда.
Будучи очень спокойным человеком, тот лояльно отнёсся к увлечению супруги и предложил поэту жить с ними втроём.
Лиличке, которую считал своей женой, автор посвятил все свои стихи, исключая конечно «Ленина».
Из своих путешествий он привозил ей дорогие подарки, однажды даже купил автомобиль.
Брик — вторая женщина-водитель в столице.
Кроме того, он подарил женщине кольцо с выгравированными по кругу инициалами Л.Ю.Б. Буквы складывались в бесконечное повторение слова «люблю».
Невозможно переоценить влияние Лили на творчество пролетарского писателя. Скандальная «любовь втроём» послужила почвой для пересудов и даже театральных постановок.
Семью Бриков поэт практически полностью содержал; в их доме образовался своеобразный литературный салон..
И у Лили, и у него на стороне бывали романы, причём писателя ревность грызла куда сильнее, нежели партнёршу. Некоторые знакомые считали Лилию Юрьевну настоящим чудовищем, морально мучающим Маяковского, однако сама она считала, что страдания ему даже полезны: «Володя помучается и напишет хорошие стихи».
С Бриками Маяковский поддерживал связь до самой смерти, хотя в последнее время его отношения с Лилей заметно остыли. Этой же семье он завещал все свои стихи — «они разберутся».
Затем была Лилия Лавинская, замужняя работница «Окон РОСТА».
Отношения были очень тесные, и в 1921-м у них родился ребёнок — Глеб-Никита Лавинский. Необычное имя появилось в результате разногласий Лилии с её мужем.
Три года жизни мальчик провёл в детском доме, затем родители забрали его оттуда, но со знаменитым биологическим родителем Никита почти не контактировал.
В 1925-м в Америке герой нашего повествования встретил Элли Джонс.
В России, откуда она эмигрировала, до замужества её звали Елизаветой Зиберт.
Несмотря на штамп в паспорте, в 1926-м, уже после расставания с Маяковским, женщина родила от него девочку – Хелен–Патрисию Томпсон.
К ней Маяковский относился с большой нежностью, хотя встречал всего один раз. Хелен–Патрисию и Елизавету он ласково называл своими «двумя милыми его Элли».
Вместе со своей следующей любовью, Татьяной Яковлевой, русской эмигранткой и парижской манекенщицей, Маяковский смотрелся очень эффектно.
Высокая и статная, она привлекла внимание поэта при первой же встрече в 1928 году.
Он даже уговаривал её стать его супругой, но Татьяна отказала. Тогда Владимир покинул Париж, но успел договориться с цветочной лавкой возле её дома: каждое воскресенье, даже после его кончины, Яковлева получала шикарный букет цветов.
Последний роман Маяковский крутил с актрисой Вероникой Полонской.
Как и многие другие пассии Владимира, Вероника на момент их знакомства уже состояла в браке. Это, однако, не мешало нашему герою ласково называть её своей «невесточкой», а иногда – даже требовать её развода с мужем.
Чтобы доказать серьёзность своих намерений, он становится членом писательского кооператива. Получив таким образом квартиру, он хотел поселиться там со своей молодой женой.
Однако та, хоть и была согласна, не торопилась – хотела помягче рассказать обо всём мужу. Именно эта женщина и была свидетельницей его смерти. В своей предсмертной записке пролетарский писатель причислил Лилю Брик и Веронику Полонскую к кругу своей семьи. Это и были два его главных любовных романа.
Биография Владимира Маяковского — насыщенная, яркая, наполненная до краев!
Творчество
Маяковский, которого современники называли «лучшим поэтом советской эпохи», был не только известным литератором, но и талантливым художником, режиссёром, актёром. Творчество Маяковского яркое, многогранное, громогласное, никого не оставляло равнодушным.
Начало творческого пути
Стихотворения сочинял ещё в детстве, однако настоящее творчество для него началось в 1909-м, в Бутырской тюрьме, во время одиннадцатимесячного заключения в одиночной камере.
Первые стихи Маяковского были плохими, и тетрадь с ними отобрали, когда отпускали на свободу, поэтому из тюрьмы он вынес только идеи о необходимости нового искусства.
Уже в 1913-м Маяковский с единомышленниками выпускают «Пощёчину общественному вкусу» – сборник, ставший манифестом футуризма.
Художник, автор «народных спектаклей», актёр
Художником, юный талант мечтал быть с самого детства. В зрелом возрасте он работал в «Окнах РОСТА», где рисовал плакаты, бывшие особенно оригинальными: в них соединились его таланты и как художника, и как автора звучных лозунгов, коротких стихов.
Кроме того, он сам писал сценарии к кинофильмам, «Закованная фильмой», и к театральным постановкам, в которых лично принимал участие в качестве актёра.
Спектакли и пьесы
1913-й, трагедия «Владимир Маяковский», с самим собой в главной роли. 1918-й, премьера «Мистерии-буфф», спектакль по сценарию Маяковского. Также был в нём актёром.
. В последний период жизни из-под пера автора вышло ещё две пьесы — «Клоп» (1929-й) и «Баня» (1930-й). Последняя автору очень нравилась, фрагменты из пьесы он часто зачитывал.
Общественность на неё отреагировала бурно, увидев в ней критику советского строя, бюрократии.
Но по официальной позиции, таких явлений в СССР не было, и постановку пьесы запретили. Руководство охладело к «классику Советской литературы». Это стало одной из предпосылок к самоубийству.
Лекции
За лекции и выступления Маяковского в 1913-м выгнали из училища. Темами ранних лекций были футуризм, новое искусство, критика «старых» литераторов.
В более зрелом возрасте наш герой регулярно ездил по стране с лекциями о современной поэзии, о «буржуазных, эстетских авторах». Рассказывал он и о методиках работы над стихами – сейчас такие выступления назвали бы «мастер-классами».
Также Маяковским были предприняты попытки вести лекции о советском искусстве за границей, однако встречены они были резко негативно, из-за чего пролетарский писатель вынужден был ограничиться чтением своих стихов.
Поэмы
Написал 11 поэм, из которых наиболее известные произведения — «Облако в штанах», «Люблю», «Флейта-позвоночник», «Владимир Ильич Ленин», «Про это», «Во весь голос».
Последняя задумывалась как предисловие к ненаписанной поэме о пятилетках, хотя и была позже признана самостоятельным произведением.
«Облако» было вдохновлено Марией Денисовой, «Ленин» – вождём революции, а все остальные посвящались Лиле Брик.
Путешествия и общественная деятельность
Общественная деятельность Маяковского не ограничивалась чтением лекций, созданием журнала «ЛЕФ» (Левый Фронт) и участием в «Окнах РОСТА». До революции он распространял коммунистические идеи в бедных районах Москвы, а после – активно путешествовал по стране и устраивал личные встречи с читателями.
За границу классик советской литературы и поэзии совершил девять путешествий, самые известные Куоккала в 1915-й, с1922 по 1928 год – Берлин, Нордерней, Париж, Мехико, Чикаго, Детройт, Нью-Йорк.
Результатом стало множество стихотворений, таких как «Блэк энд Уайт», и сборник очерков «Моё открытие Америки». Во время американского путешествия у него был роман с Элли Джонс (Елизаветой Зиберт), в результате которого появилась дочь, Хелен–Патрисия Джонс (Елена Владимировна Маяковская).
Смерть поэта
На выставку «20 лет работы», организованную пролетарским писателем, не пришёл ни один серьёзный литературный деятель. В сторону Маяковского сыпались обвинения в том, что он «исписался», что он — ненастоящий пролетарский писатель.
Возлюбленная Владимира, Вероника Полонская не спешила разводиться с мужем по просьбе Владимира. На встрече с читателями-комсомольцами, 12 апреля 1930 года Маяковского встретили хамством и выкриками. В этот день «лучший поэт Советской эпохи» составил предсмертное письмо.
В утро 14 апреля 1930 года, перед смертью Маяковского, Полонская не могла остаться с ним из-за репетиции, чем сильно огорчила мужчину: тот даже стал требовать, чтобы актриса бросила театр. Однако та всё же ушла, взяв с Владимира обещание позвонить. Когда женщина вышла на лестницу, раздался выстрел.
Пуля попала прямо в сердце, и когда приехала скорая, он был уже мёртв. Известие повергло в шок всех знакомых великого футуриста — Брики примчались из европейского турне, сестра Ольга закричала и упала в обморок, писатели Николай Асеев и Семён Кирсанов плакали.
Смерть Маяковского всколыхнула общественность, на похороны пришли более 150 000 человек. Похоронили поэта в футуристичном железном гробу, под звуки «Интернационала».
Предсмертная записка
Всем
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста,
не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ
(другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля — люби меня.
Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик,
мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят-
«инцидент исперчен»,
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир М а я к о в с к и й.
12/ IV -30 г.
Про Маяковского, Пастернак сказал, что Маяковский умер два раза, первый раз от пули в сердце на лубянке, второй раз когда Сталин И. В. назвал Маяковского «Лучшим поэтом советской эпохи».
Его представляли как «пролетарского поэта», «певца революции». На самом же деле это был очень яркий, ранимый, с обострённым чувством добра и справедливости, пронзительный человек с огромнейшим талантом и нераскрытым полностью потенциалом.
Владимиру Маяковскому
«Превыше крестов и труб,
Крещённый в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ —
Здорово, в веках Владимир!
Он возчик, и он же конь,
Он прихоть, и он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь:
— Держись, ломовая слава!
Певец площадных чудес —
Здорово, гордец чумазый,
Что камнем — тяжеловес
Избрал, не прельстясь алмазом.
Здорово, булыжный гром!
Зевнул, козырнул — и снова
Оглоблей гребет — крылом
Архангела ломового.»
***
Марина Цветаева
Темы творчества
Лирика Маяковского
Ранняя лирика Маяковского очень универсальна и многогранна. Его качество тончайшего лирика немыслимым образом сочетается с качествами оратора, «горлана-главаря». Её можно любить или не любить, равнодушным к ней остаться нельзя!
Как и многие молодые авторы, в ранней поэзии Маяковский обращается к любовной теме, к пейзажу, в частности городскому, и гражданско-публицистической лирике, в которой он противопоставлял себя окружающему миру с его устаревшими устоями.
Пример ранней лирики — «Чудовищные похороны», «Ночь», «Порт», «Нате», поэма «Во весь голос».
Тема города
Маяковский, в отличие от того же Есенина, ярый фанат урбанизации и индустриализации. Город он воспевает как место, где рождается будущее.
Но в некоторых стихах, в «Адище города»–1913 г., к примеру, город наполняется страшными сюрреалистичными образами вроде «крохотных, сосущих адков», на которые город разбивает окна.
«Шумы, шумики, шумищи»-1913 г.
Город для него это Голгофа, распятие, терновый венец.
«Вот так я и сделался собакой»,1915 г.
Город это хаотичное взгромождение людей, вещей, техники. Однако такое ощущение скорее связано с внутренним состоянием поэта, нежели с окружающим миром.
В мечтах и в стихах В. Маяковского строятся новые города, с электричеством, техникой, новыми заводами и метрополитенами.
Тема любви
Любовная лирика представлена неожиданно нежно – но по-своему, по «Маяковски». Чувствительная душа оборачивается в грубые слова, чеканный слог, и оттого кажется ещё более уязвимой.
Большая часть любовной лирики посвящена Лиле Брик, поэтому эти стихи пронизаны душевной мукой и страданием. Пример — «Вместо письма», «Лиличка», поэма «Люблю».
Поэма «Облако в штанах» – посвященная Марии Денисовой.
«Письмо Татьяне Яковлевой».
«Лиличка»
«…что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.»
Маяковский и революция
Маяковский, как убеждённый пролетарский писатель, всей душой сочувствовал революции, поддерживал её. Самый яркий пример октябрьская поэма «Хорошо»-1927 г.
«…Царям
дворец построил Растрелли.
Цари рождались,
жили,
старели.
Дворец
не думал
о вертлявом постреле,
не гадал,
что в кровати,
царицам вверенной,
раскинется
какой-то присяжный поверенный.
От орлов,
от власти,
одеял
и кружевца
голова
присяжного поверенного…»
В коммунизме поэт видит прекрасную, лучшую жизнь. Мотивы революционных волнений можно увидеть в таких стихотворениях, как «Левый марш», «150.000.000».
Гражданская тема
Маяковский искренне гордился своим советским гражданством, и едко критиковал в стихах тех, кто, по его мнению, не отвечает стандартам хорошего советского человека.
Причем не обязательно объект критики жил в СССР. Как человек с определённой гражданской позицией, он презирал бюрократизм, трусость, лицемерие.
Самые известные гражданские стихи Маяковского — «Прозаседавшиеся», «Стих о советском паспорте»-1929 г.,
«…Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту…
Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я —
гражданин
Советского Союза.»
«Блэк энд Уайт», «Левый марш»-1918 г, «Товарищу Нетте, человеку и пароходу»-1926 г.
Также ясно прослеживается его атеистическая позиция в произведениях «После изьятий»-1922 г., «Когда мы побеждали голодное лихо, что делал патриарх Тихон?»-1923 г.
Тема поэта
Маяковский считал, что целью поэта должно быть служение обществу, а слово для него должно стать «острым и грозным оружием», способным воздействовать на массы. Самые известные стихи В. Маяковского о поэзии – «Необычайное приключение», «Во весь голос».
Поэтому он считает работу поэта не уступающей в сложности другим профессиям. «Поэт-рабочий»-1918 г., «Сергею Есенину»-1926 г., «Разговор с фининспектором о поэзии»-1926 г.
«…– Поэзия
— вся! —
езда в незнаемое.
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды. …»
Тема будущего
В будущее, конечно же коммунистическое и светлое, Маяковский смотрел с оптимизмом и надеждой.
Всё творчество В. Маяковского как пролетарского писателя пронизано стремлением двигаться к этой утопии, приближать её, бросая на это все силы.
«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»
«По небу
тучи бегают,
дождями
сумрак сжат,
под старою
телегою
рабочие лежат.
И слышит
шепот гордый
вода
и под
и над:
«Через четыре
года
здесь
будет
город-сад!»…»
Тема доброты
Самое известное стихотворение Маяковского о доброте, знакомое всем — «Что такое хорошо и что такое плохо».
В нём Маяковский объясняет юным читателям, почему важно быть добрым человеком и как это делать.
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?-
У меня
секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого
ответ
помещаю
в книжке. …
«Хорошее отношение к лошадям», где автор призывает относиться к животным с добротой и сочувствием
Маяковский, не смотря на всю грубость и жёсткость его выражений, настоящий гуманист, поэтому в стихотворении «Блэк энд Уайт»-1925 г. он с таким рвением призывает к равенству, взаимоуважению всех трудящихся.
«блэк энд уайт»
«…Вытер
негр
о белые подштанники
руку,
с носа утершую кровь.
Негр
посопел подбитым носом,
поднял щетку,
держась за скулу.
Откуда знать ему,
что с таким вопросом
надо обращаться
в Коминтерн,
в Москву?»
Сатира на образ внешнего и внутреннего классового врага
Сатира фигурирует во многих стихах и плакатах Маяковского. «Внешние классовые враги» у него — это зарубежные и дореволюционные деятели, которые извне мешали строительству коммунизма, распространению левых идей по миру.
Им посвящены такие стихотворения как «Стих о советским паспорте», частично — поэма «Хорошо!». «Внутренние» же враги – это бездельники и бюрократы. мещане, которые вместо того, чтобы добросовестно приближать всеобщее светлое будущее, занимаются недостойными советского гражданина делами. Такие персонажи фигурируют в стихотворении «Прозаседавшиеся», пьесах «Клоп» и «Баня».
«Прозаседавшиеся»
«…От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Они на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там».
С волнения не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»
Лучшие стихи и произведения
ТОП-10 стихотворений
- «Юбилейное» – 1924 г.
- «Прозаседавшиеся» – 1922 г.
- «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» – 1920 г.
- «Кем быть?» – 1928 г.
- «А вы могли бы?» – 1913 г.
- «Что такое хорошо и что такое плохо»
- «Послушайте!» – 1914 г.
- «Лиличка» (Вместо письма) – 1916 г.
- «Нате» – 1913 г.
- «Стихи о советском паспорте» – 1929 г.
Интересные факты
- Маяковский стал самым востребованным в СССР автором рекламных текстов и плакатов. А также первым автором «социальной рекламы», продвигавшей здоровый образ жизни и полезные привычки.
- Современники обвиняли поэта в меркантильности за его манеру писать «лесенкой»: в начале века издательства оплачивали работу поэтов построчно.
- Жёлтый галстук, произведший такой фурор, был всего лишь лентой, которую не имевший денег на украшения, Владимир взял у сестры. За другой эксцентричный его наряд, жёлто-полосатую рубашку, Софья Шамардина дразнила его «спичечным коробком».
- Владимир всю жизнь ужасно боялся бактерий и всегда возил с собой антисептик(Отец Маяковского умер от заражения крови, вызванного уколом грязной булавкой.)
Если у вас остались какие либо вопросы, пожалуйста, пишите в комментариях, задавайте свои вопросы, мы обязательно будем на них отвечать!
Очень интересная публикация. 💡
Спасибо..очень интересно…
удивительный человек. Даже с фотографий, как будто смотрит, как живой.
Спасибо за чудесную статью!