Модернизм как литературное направление в русской литературе
Модернизм – пожалуй, самое интересное и разнообразное (в плане литературных направлений), течение в русской литературе. Гармоничное соединение самых разных направлений!
Его возникновение связано с кризисом конца девятнадцатого века, который породил смуту в мировоззрении и искусстве. Основными чертами модернизма являются новаторство, оригинальность, экспериментальность и индивидуальность.
Модернизм – в переводе с латинского (modernismus); означает «недавний», «современный».
Понятие модернизма в русской литературе
Модернизм в русской литературе — творческое направление, возникшее в конце XIX-начале XX века. Оно отличается от классической литературы своей оригинальностью, новаторством и нестандартностью. Модернизм не навязывает читателю определенных понятий и заключений, оставлена возможность — сделать их самостоятельно.
Модернизм тесно связан с отходом культуры от реализма, он провозглашает независимость искусства от действительности. Создатели новых стилей, языков и содержания часто выступали в форме анархического бунта, противопоставивших себя классическим традициям и канонам в искусстве.
Стоит отметить, что это не только направление, противостоящее классическим, устоявшимся традициям и устоям, но еще и своеобразный этап развития авангарда, подаривший миру невиданное разнообразие школ и направлений. Совершенно новые представления о красоте, цвете и пространстве.
История возникновения модернизма
В семнадцатом веке, во время раннего французского просвещения, появилось слово «модерн», которое впервые прозвучало, как описание положительного настроения времени. Этот термин был не просто выражением протеста против циклической исторической концепции, характерной для ренессанса, но также и отражал чувство превосходства нового.
В конце XIX — начале XX века, модернизм возник в русской литературе в ответ на кризис консервативного искусства того времени. Это направление связано с появлением новых философских, социальных и эстетических идей, которые нашли свое отражение в литературе. Особенно важную роль в развитии модернизма играл символизм, который являлся старейшим представителем этого направления.
С момента зарождения всего нового в просвещении общества, существовала борьба с любыми формами традиции, основанная на принципе прямого доступа к истине. Одна из основных причин, приведших к возникновению модернизма, была разрыв искусства девятнадцатого века со своими привычными финансовыми источниками поддержки, (церковь и аристократия) и начало буржуазного рынка в сфере искусства и литературы. В таких условиях, модернизм противопоставляет себя и «зрителя», искусство становится «непопулярным» и разделяется на «коммерческое» и «серьезное» ( высокое).
Основные черты и признаки модернизма
Главными особенностями модернизма являются инновация, оригинальность, экспериментальность, индивидуальность и уникальный стиль писателя. Особенность модернизма заключается в том, что он не ставит целью ответить на все жизненные вопросы и не подчинен определенной программе. Его эстетика базируется на выводе Гегеля о том, что искусство больше не может быть просто непосредственным отображением мира, поэтому необходима критическая и теоретическая рефлексия.
Модернизм обладает своей философией отношения к природе. Природа остается книгой-символом, книгой сокрытых смыслов, невыразимых истин, невоплотимых откровений. Модернизм подчинен задачам внехудожественного плана: теургическим, религиозным, психоаналитическим и т.д.
Некоторые считают, что модернизм связан с нигилистической неприязнью к обществу, безверием и цинизмом, часто отождествляемыми именно с понятием декадентства. Но в целом, модернизм пытался восполнить и обогатить искусство, используя философию, идеологию, теорию синтеза, символа и т.д., в тот период, когда декадентство отвергало эти подходы.
Модернизм — как новое веяние в русской культуре, разделился на четыре различающихся друг от друга течения:
Символизм, как литературный стиль и одно из ответвлений модернизма, своего рода философия, впервые зародился во Франции, в конце девятнадцатого века. Символисты стремились к более глубокому постижению мира через интуицию, используя символы и аллегории для выражения своего многозначительного иносказания.
В России, в начале ХХ века, символизм среди поэтов был очень популярен. Широко известные русские поэты, такие как Андрей Белый, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб были яркими представителями символизма. Многие из них внесли неоценимый вклад в развитие русской литературы и мировой культуры в целом.
Футуризм – еще одно из ответвлений модернизма в литературе XX столетия. Манифест футуризма — «Пощёчина общественному вкусу» был опубликован в 1912 году. Его автор и основатель — Давид Бурлюк.
В поисках уникальности и экспрессии, футуристы не только не боялись использовать провокационные элементы, но и пытались изменить уже существующие стандарты.
Они создавали свои журналы, самостоятельно публиковали произведения, организовывали презентации, выступления и публичные чтения.
Футуризм быстро распространился на все слои общества и стал неотьемлемой частью культуры ХХ века. Футуристы — представители «молодого поколения» отвергали старые традиции и устои, поощряли экспериментальные методы, креативные и нестандартные подходы к созданию литературных произведений.
Основные черты футуризма это:
- бунтарство;
- выражение настроений толпы;
- отрицание культурных традиций;
- экспериментаторство;
- создание «заумного языка»,
- множество неологизмов ;
- эпатаж.
Несмотря на то, что футуризм являл собой открытый вызов всей культуре того времени, он оставил значительный след в истории русской литературы и бесспорно является одним из самых интересных и новаторских направлений в русской литературе.
Акмеизм – это модернистское течение, выделившееся в десятые годы двадцатого века из символизма и отличающееся от исходного направления ясностью художественных образов, простотой и понятностью языка.
Второе название: адамизм – по имени первого мужчины на Земле. Оба наименования использовались в качестве синонимов, но основным был первый термин. И в том, и в другом слове заложено преклонение перед расцветом, высшей степенью первозданности.
В сравнении с избыточно развернутыми положениями символизма принципы акмеизма сформулированы четко, кратко, но лаконично:
- обязательность употребления слов в прямом значении;
- отрицательное отношение к идеализации в описаниях предметов;
- воспевание естественности в проявлении чувств и эмоций;
- особое внимание к нюансам;
- минимум тропов и фигур;
- преобладание простых синтаксических конструкций;
- уважительное отношение к мировой литературе;
- гармонизация взаимоотношений человека с природой;
- натуралистичность.
Имажинизм — представлял из себя отколовшийся кусок от футуризма. Точно так же как футуризм и акмеизм переродился из символизма! Это была попытка группы, идейно сплочённых поэтов основать новое течение в литературе и поэзии, новую систему поэзии. Не создав ничего нового, но провозгласив «образ» основным принципом поэзии.
Само происхождение слова имажинизм имеет латинские корни (imago — в переводе означает образ).
Этапы развития модернизма в России
Первый — начальный этап возникновения модернизма в русской литературе, считается — конец 19 — начало 20 века. В этот период в России появляются новые виды, течения и направления в искусстве и литературе. Самый заметный вклад в развитие и становление модернизма сделали Валерий Брюсов, Андрей Белый, Александр Блок, Иван Бунин и другие.
- Одна из основных особенностей первого этапа модернизма – реакция на традиции и каноны, на которых базировалось весь русский искусство и литература до того момента. Поэтому модернисты стали активно экспериментировать с формами и содержанием своих произведений, создавая новые течения и стилевые направления. Основными направлениями этого периода были символизм и футуризм.
- Второй этап модернизма наступил в середине 20 века. В это время во всем мире модернизм начал уступать позиции по отношению к новым течениям и попыткам отказа от традиций в пользу поиска новых форм искусства. Однако в России интерес к модернизму не угас и продолжился в виде современной литературы и искусства, созданной по новым принципам и формам.
Одним из главных направлений модернизма второго этапа стало неоромантическое направление, возглавляемое Борисом Пастернаком и другими представителями. Также было создано множество новых стилевых направлений и течений, среди которых можно выделить авангардизм, абстрактный искусство, экспрессионизм и др. - Третий этап модернизма начался с перестройкой и падением Советского Союза. В этот период происходили новые культурные революции, возможности и создавались новые ценности. Основным направлением стала так называемая постмодернистическая литература, созданная на основе комбинирования различных стилей, традиций и направлений.
Таким образом, модернизм в России является ярким и уникальным явлением, развивавшимся на протяжении многих десятилетий и оставившим бесценный след в культуре и истории нашей страны. В каждом этапе модернизма появлялись новые стилевые подходы, формы и направления, такие как символизм, футуризм, неоромантизм, авангардизм и постмодернизм.
Представители и произведения модернизма
Модернизм объединил множество талантливых писателей и поэтов России. Среди наиболее ярких представителей можно выделить Анну Ахматову, Марину Цветаеву, Владимира Маяковского, Дмитрия Мережковского, Александра Блока, Сергея Есенина, Константина Бальмонта и других.
- Ахматова — это поэтесса, которая в своих произведениях уделяет внимание проблемам любви, судьбы и развития личности. Написанием манифестов акмеизма Ахматова не занималась и о словесности стала размышлять только в поздние годы. В поэзии Ахматовой есть множество отличительных черт: свойственный акмеизму словесный минимализм, простота используемых образов и вместе с тем — психологическая глубина текстов. Первые ее книги, «Вечерки» и «Четки». Каждую из этих книг можно смело назвать лирическим романом.«Сероглазый король»
«Я не любви твоей прошу…»
«Молитва»
«Не с теми, кто бросил землю» - Цветаева — поэтесса, которая создавала лирические произведения, полные эмоциональной глубины и философского содержания. Талантливая русская поэтесса, переводчица, прозаик и неординарная личность. Своеобразие ее лирики характеризуют три слова: гениальность, трагизм, одиночество.
Цветаевой принадлежит несколько сборников поэзии:«Из двух книг»
«Стихи к Блоку»
«Разлука»
«Ремесло»
«Молодец»
«После России»
и другие… - Маяковский — поэт-символист и футурист, чьи произведения характеризуются смелостью эксперимента, сочетанием разнообразных культурных слоев — знаменитый советский поэт-футурист, прозаик, художник-плакатист, сатирик, драматург, актёр и режиссёр, публицист, словом — «трубадур революции», сразу же ставший классиком, лучшим поэтом советской литературы.
Главред изданий «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Активный участник создания «Окон РОСТА». Один из наиболее влиятельных деятелей периода серебряного века отечественной литературы и столетия в целом. - Мережковский — писатель, наиболее известный своей книгой «Леонид Ослизлев», посвященной творчеству Льва Толстого.
- Блок — поэт-символист, автор стихотворных циклов «Символы» и «Белое на белом». Александр Блок жил в уникальную историческую эпоху.
В это время менялись культурные ценности, власть, традиции. Все события, происходящие в стране, нашли отражение в творчестве поэта.
Александр Блок жил и творил на рубеже двух столетий. Историки уверены: смена эпох оказывает влияние на деятельность и судьбу каждого человека и эта закономерность не обошла стороной великого русского поэта.
Он дружил с Д. Мережковским, З. Гиппиус, Андреем Белым, К. Бальмонтом, Федором Сологубом, Вячеславом Ивановым, Н. Бердяевым, С. Булгаковым, В. Розановым и другими модернистами.
Основные темы его поэзии: любовь, природа, душевные переживания.«Стихи о прекрасной даме»
«Пляски смерти»
«Черная кровь»
«Ночь улица фонарь аптека…»
- Есенин — поэт, который смог сделать образ простого народа героем своих произведений. В творчестве Есенина пересекаются темы любви и природы, боли и дружбы, счастья и Родины. Но всё же основная тема его лирики это поиск утраченного счастья.
Лирика Есенина, пронизана любовью к Родине, России, её природе и людям. Она присутствовала в его произведениях вплоть до февральской революции. - Бальмонт — один из виднейших поэтов Серебряного века, переводчик, эссеист, поэт-символист. Наиболее известен своими переводами стихов польского поэта Адама Мицкевича.
Значение модернизма в русской литературе
Трудно переоценить огромное влияние возникновения модернизма на развитие русской литературы. Он расширил возможности для писателей и поэтов, дав им свободу выхода за рамки традиций и проявления своей индивидуальности.
Модернизм стал своеобразным связующим звеном между прошлым и настоящим, открывая новые горизонты в искусстве. Он повысил уровень литературы, сделав ее более интересной и оригинальной, ознаменовал собой новые социально-исторические перемены в России.
Модернизм в социальном, историческом и политическом значении, вырос во что то намного большее чем просто направление в литературе и искусстве.
Поэты, литераторы с большим энтузиазмом принимали происходящие революционные перемены, и открыто высказывали свои мысли о достоинствах и недостатках новой социалистической системы.
В этот период формировались новые жанры, стили и течения. За довольно короткий период, в этом направлении возникло целое поколение талантливых литераторов, поэтов, публицистов, различающихся по жанрам, стилям, манере письма и философии, внесших огромный вклад в культуру, литературу России.
Таким образом, модернизм стал своеобразным отражением эпохи истории Страны Советов. Он дал свободу художникам для эксперимента, проявления своих талантов и уникальности. Благодаря модернизму появилась новая волна литературных шедевров, которые до сих пор остаются популярными среди читателей.