С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья —
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи.
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная.
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
***
1841 г. Михаил Лермонтов
Впервые опубликовано в «Отечественных записках» 1844 г. с дореформенной орфографией.
Съ-тѣхъ-поръ какъ Вѣчный Судія
Мнѣ дал всевѣденье пророка,
Въ очахъ людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я сталъ любви
И правды чистыя ученья:
Въ меня все ближніе мои
Бросали бешено каменья.
Посыпалъ пепломъ я главу,
Изъ городов бѣжалъ я нищій,
И вотъ въ пустынѣ я живу,
Какъ птицы, даромъ Божьей пищи.
Завѣтъ Предвѣчного храня,
Мнѣ тварь покорна тамъ земная,
И звѣзды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же черезъ шумный градъ
Я пробираюсь торопливо,
То старцы дѣтямъ говорят
Съ улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вотъ примѣръ для вас!
Он гордъ былъ, не ужился съ нами:
Глупецъ, хотелъ увѣрить насъ,
Что Богъ гласитъ его устами!
«Смотрите жъ, дѣти, на него:
Какъ он угрюмъ, и худъ, и блѣденъ!
Смотрите, какъ он нагъ и бѣденъ,
Какъ презираютъ все его!»
***
«Пророк» Михаила Лермонтова это своеобразное продолжение Пушкинского «Пророка». Если Пушкинском «Пророке» поднят вопрос об огромном общественном значении поэта и поэзии, то Лермонтов говорит уже о трудной, тяжелой судьбе поэта-гражданина, которому «вечный судия» дал «всеведенье пророка» осмелившегося выступить с критикой общественных порядков.
Гонимый, отвергаемый обществом, встречающий взгляды «злобы и порока», пытающийся донести до людей идеи добра и справедливости «Провозглашать я стал любви» и «правды чистые ученья».
Участь, судьба избранных, творческих людей, наделенных «всеведеньем пророка», «божьим даром» обречёна на одиночество. Тяжкий крест и невозможность выбрать другой путь угнетает поэта. Но удалившись от общества «в пустыне я живу», «даром божьей пищи» он обретает настоящий покой и счастье. «И звезды слушают меня» и «Мне тварь покорна там земная»!..
Белинский писал: «… стихотворение „Пророк“ принадлежит к лучшим созданиям Лермонтова и есть последнее (по времени) его произведение. Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!..»