Анна Андреевна Ахматова — яркая личность в истории искусства. Поэтесса, переводчик, литературовед, одна из главных представителей Серебряного века русской поэзии.
Ахматовой довелось увидеть обе мировых войны и обе революции, столкнулась с непринятием её творчества семьёй и властью, арестами близких людей, личным несчастьем. Тем не менее она продолжала творить шедевры, любимые многими поколениями, и дважды представлялась к Нобелевской премии. Рассмотрим коротко биографию Анны Андреевны Ахматовой.
Анна Ахматова. Биография
Детство и юность
Биография Ахматовой не изобилует яркими и счастливыми событиями, но Анна Андреевна оставила свой, яркий, необычный след, и память которая ещё очень долго будет жить в наших умах и сердцах!
Анна Ахматова появилась на свет 1889 м, в семействе наследницы монгольских князей Инны Стоговой и мещанина Андрея Горенко.
Вскоре после этого семейство отправилось на постоянное место жительства в Царское Село. Там трое из шести детей Горенко умерли от туберкулёза, переболела им и Ахматова. И всё же именно Петербург стал любимым городом Анны, куда она стремилась всю жизнь.
Брак родителей поэтессы счастливым не был, отец не принимал участия в воспитании детей. Именно он настоял на том, чтобы Анна писала под псевдонимом, так как считал её декадентской поэтессой, что, по его мнению, было ужасно неприлично и позорно.
Родители девушки развелись, с отцом она общаться перестала, а фамилия так и осталась с поэтессой на всю жизнь, после второго развода она даже записала её в паспорт. В 1905 г. Инна и Андрей развелись, что стало сильным ударом для Ахматовой.
Впоследствии, когда они, с матерью и сёстрами, уехали после этого на год в Евпаторию, у неё обострился туберкулёз, и она, по собственным словам, учила дома материал предпоследнего курса гимназии, грустила по Петербургу и «писала великое множество беспомощных стихов…».
Затем Ахматова на целый год уехала в Киев к родственникам. Там ею было закончено среднее образование. Она поступила на юридическое отделение Высших женских курсов.
Впрочем, учёба там не пришлась ей по нутру: юриспруденция показалась ей очень скучной. Ей нравились латынь и история права, и потому в 1907 м Анна вернулась в свой любимый Петербург, где стала учиться на историко-литературных женских курсах.
Ещё в Киеве, Анна Ахматова возобновила общение с Гумилёвым, уехавшим в Париж забывать свою роковую к ней любовь. Однако из его затеи ничего не вышло, переписка завязалась, и в 1907 м Гумилёв опубликовал в «Сириусе» стихотворение своей прекрасной Дамы.
Стоит сказать, что ни в юности, ни в более зрелом возрасте стихи Анны Гумилёву не нравились, он считал её бесталанной поэтессой.
Личная жизнь
Со своим первым мужем, Николаем Гумилёвым, Ахматова познакомилась в 1903 г., когда ей было всего четырнадцать лет, но это отдельная, очень большая тема в биографии А. Ахматовой. Мы же сделаем краткий разбор, пробежимся по основным, ключевым моментам биографии Ахматовой.
Пылкий, семнадцатилетний поэт сразу увлёкся юной девушкой, а самолюбию той, такое внимание очень льстило.
Однако сердце Анны тогда принадлежало совсем другому человеку — Владимиру Голенищеву-Кутузову, небогатому петербургскому репетитору.
Чувства были безответными и однажды девушка даже попыталась повеситься на торчащем из стены гвозде, в своей комнате. К счастью, стена оказалась глиняной, гвоздь выпал, а юная возлюбленная осталась жива.
Итак, Ахматова не отвечала взаимностью Гумилёву.
Но и тот не спешил оставлять свою Прекрасную Даму. Как поэт, он искал сильных душевных переживаний, которые рассчитывал отыскать в страданиях несчастной любви.
Несколько лет Николай провёл ухаживая за Анной. Однако ничьё терпение не безгранично, и в 1906 г. Гумилёв отправился в Париж в надежде забыть свою любовь.
Незадолго до этого, родители Ахматовой, узнав о чувствах дочери к Голенищеву-Кутузову, ограничили её с ним общение.
В 1905 году они развелись, что стало для юной поэтессы большим ударом. Анна с мамой, сестрой и братьями, перебрались в Крым.
Здоровье девушки здесь пошатнулось — вдобавок к ностальгии по Петербургу и обострившемуся туберкулёзу, она неожиданно для самой себя, стала тосковать по надоедливому поклоннику — Гумилёву.
В 1907 году закончив в Киеве среднее образование, и вскоре после поступления на местные, Высшие женские курсы юриспруденции, Анна перевелась в столицу на направление истории и литературы.
В этот же год она возобновила общение с Гумилёвым. Николай, в это время руководил изданием русскоязычного французского еженедельника «Сириус», и согласился публиковать её стихи.
Так, мало-помалу, молодые люди сближались, пока (25 апреля 1910 г.) не обвенчались в крохотном поселении под Киевом. Гостей не было — родственники, будто предугадав судьбу пары, предполагали, что брак не будет долгим.
Однако пока что, ничего не предвещало беды, и молодожёны отправились на медовый месяц в Париж. Впервые выехавшая за границу, Анна Ахматова была очарована Европой.
В России пара поселилась в Петербурге. Гумилёв ввёл молодую жену в поэтическую элиту столицы и приобщил к поэтическому течению — акмеизм (которое сам и основал).
Несмотря то, что сам он не признавал творчества Ахматовой, её стихи быстро стали популярными в интеллигентных кругах.
Пленил не только её талант, но и интересная внешность: нос с красивой горбинкой, необыкновенно высокий рост, стройность и осанка.
А ещё у неё была необычная особенность: Анна Андреевна с детства обладала невероятной гибкостью и могла, выгнувшись назад, без особого труда поднять с пола платок зубами. Такими эксцентричными талантами Ахматова блистала не слишком часто, зато стихи свои читала с удовольствием.
Творческое соперничество Ахматовой и Гумилёва было очень сильным, поэтому паре было сложно долго находиться вдвоём.
Анна часто изменяла мужу. Тот, тоже часто заводил интрижки, однако любовь вновь пришла к нему в 1912 году, когда он, вернувшись из своего знаменитого путешествия в Африку, встретил Марию Кузьмину-Караваеву.
Чувства были взаимны, но девушка вскоре умерла от затяжной болезни.
В этом же, 1912 м, у четы Гумилевых родился сын Лев.
«Загорелись иглы венчика
Вкруг безоблачного лба.
Ах! улыбчивого птенчика
Подарила мне судьба.»
Вопреки ожиданиям, Николая это не удержало, и тот продолжил свои любовные похождения.
Анна Ахматова же не чувствовала в себе задатков хорошей матери, а потому отправила сына на воспитание к бабушке — матери Гумилёва.
Отношения с сыном у Ахматовой будут очень сложными, и таковыми останутся до конца жизни.
Далее была череда несерьёзных отношений и уход мужа на фронт. Всё окончилось тем, что в 1918 году, когда мужчина вернулся в Россию, Ахматова с Гумилёвым развелись — хотя Николай, несмотря на свою полигамную жизнь и неверность супруги, всё ещё любил Анну.
Почти сразу же поэтесса стала женой Владимира Шилейко, крупного учёного-ассириолога. Однако и новый союз был недолгим — летом 1921 г. союз распался.
В августе этого же года Николая Гумилёва расстреляли, что очень сильно отразилось на эмоциональном состоянии Ахматовой. В декабре Анна Ахматова пишет строки:
«Что ты бродишь неприкаянный,
Что глядишь ты не дыша?
Верно, понял: крепко спаяна
На двоих одна душа.»
***
Однако уже в 1922 году женщина вступила в гражданский союз с Николаем Пуниным.
Пара жила в не слишком комфортных условиях и была вынуждена делить крохотную квартирку с предыдущей семьёй Пунина. Когда же к Ахматовой приезжал в гости сын, его приходилось класть спать в холодном коридоре.
Совместная жизнь с Пуниным длилась до 1938 года. За это время его один раз арестовывали вместе с сыном Ахматовой, известным историком Львом Гумилёвым, но скоро выпустили.
Следует сказать, что в 1949 г. Пунина арестовали повторно, и в 1953 г. он скончался в Абезьском лагере.
Что же касается арестов Льва Гумилёва, этим событиям Анна Ахматова посвятила два произведения: цикл «Слава миру!», который являлся попыткой доказать правительству свою лояльность, и поэму «Реквием», в которой выражено страдание всех матерей репрессированных.
Второе стихотворение она по понятным причинам не решалась публиковать долгие двадцать лет.
В целом о личной жизни Ахматовой можно заключить следующее: искусство она любила больше, чем кого-либо из людей.
Смерть
Анна Ахматова к концу жизни стала слаба здоровьем. В 1965 г. у неё случился инфаркт миокарда — уже четвёртый по счёту.
Она отправилась в кардиологический санаторий, где и скончалась 5 марта 1966 года.
Перед тем, как в последний раз уснуть, она написала в своём дневнике, что жалеет о том, что не взяла с собой в санаторий Библию.
Об её смерти передавали на радио, по ней была служба в Никольском Морском соборе.
Похоронили Анну Андреевну Ахматову в её любимом Ленинграде. Памятник на могилу строил сам Лев Гумилёв.
Монумент представляет собой стену — стену лагерей, откуда мама его ждала. Первоначально в памятнике было крохотное окно с решёткой, которое впоследствии замуровали.
Здесь заканчивается биография Анны Андреевны Ахматовой.
Творчество
Темы стихов Ахматовой
Любовная лирика Анны Андреевна очень хорошо представлена в первых ее книгах «Вечер» и «Четки». Каждую из этих книг можно смело назвать лирическим романом, каждое из стихотворений в них имеет свое место, играет свою роль. В них ярко отражаются чувства, ожидания, страсть и переживание автора.
Любовная тема в произведениях Ахматовой настолько широка и разнообразна, что судить об этом никак нельзя по одному прочитанному стихотворению. Каждое новое стихотворение дарит нам свое настроение, свой цвет, свои эмоции и переживания!
Многие стихотворения показывают ситуации, в которых люди видят себя и в полной мере ощущают все эмоции, чувства и переживания автора.
- «Сероглазый король» (1910 г.)
- «Сжала руки под тёмной вуалью…» (1911 г.)
- «Я не любви твоей прошу…» (1914 г.)
- «А ты думал — я тоже такая…» (1921 г.)
В дальнейшем, в книге «Белая стая» появляются новые образы, уже вне личных переживаний и чувств, гораздо более широкие жизненные, реальные образы.
Творческая деятельность Ахматовой в рядах акмеистов наложила свой неповторимый отпечаток на её произведения. Стихотворения Ахматовой становятся наполненными конкретикой, простотой, изысканностью.
Однако вскоре и акмеизм становится для Анны Андреевны чем-то подобным клетке, за рамками которой раскрылось в полной мере творчество А. Ахматовой. На ее горизонте появились новые ореолы, новый идол, в лице А. С. Пушкина.
Ахматова выбрала ориентир, который считала единственно истинным — Александр Сергеевич Пушкин. Она посвятила ему стихотворение из цикла «Царское Село»:
В следующих публикациях Анны Ахматовой возникает тема поэзии и поэта.
- «Уединение» (1914 г.)
- «Муза» (1924 г.)
- «Тайны ремесла» (1960 г.)
- «Не мудрено, что похоронным звоном…» (1958 г.)
Затрагивается российская тема. Вы знаете, я в неволе томлюсь.
«Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля.
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб,
И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб.»
Осень 1913 г., Слепнево
А. Ахматова.
Тема Родины проявляется в творчестве писательницы и в период Первой Мировой. Ахматова прекрасно понимает: война это горе, смерть, разрушения и голод.
Поэтому в её творчестве звучат антивоенные мелодии. А потом революционные события. Время разрушений и лишений.
Однако Анна Ахматова никуда не уезжает из страны, отказавшись от эмиграции.
Двадцатый век поставил многих писателей перед выбором: эмигрировать из страны или остаться в тревожном периоде.
Ахматова принимает непростое решение – остаться в новой России: «Не с теми я, кто бросил землю…»
«Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам. …»
Тематика Родины не исчезает из её произведений, в них чувствуется истинное патриотическое чувство.
Один из примеров – стихотворение:
«Не с теми, кто бросил землю…» (1922 г.)
Любовь к России в стихотворении:
«Молитва» (1915 г.)
где герой готов на всё, только бы туча становилась светлым лучом, и страна сияла в ореоле славы.
Анна Ахматова
«Молитва»
«Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.»
1915 г.
Позже, теме Родины, будут посвящены ещё произведения, такие как стихотворение:
«Мужество» (1942 г.)
Написанное в период войны с немецко-фашистскими оккупантами, в нём каждая строка наполнена верой и надеждой. Поэтесса писала о Родине и в более поздних стихах, таких как, стихотворение:
«Родная Земля» (1961 г.)
Тема войны и ее трактовка произведений в годы Второй мировой были отличны от ультрапатриотического взгляда многих поэтов.
Ахматова понимала, что война — убийства, смерть, великое зло. Ее стихи — антивоенные, пафосные, основанные на религиозных мотивах:
- «Утешение» (1914 г.)
- «Молитва» (1915 г.)
Для Ахматой Россия часто ассоциировалась с Царским селом, где
«Смуглый отрок бродил по аллеям…» (1911 г.)
где всё было пронизано духом Пушкина.
Анна Ахматова
«Смуглый отрок бродил по аллеям…»
«Смуглый отрок бродил по аллеям
У озерных глухих берегов.
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы елей густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И разорванный том Парни.»
1911 г.
Ее Россия – это также и Санкт-Петербург – город величия и культуры.
Тема поэта и поэзии в творчестве характеризуется религиозным мировоззрением Ахматова, также как Пушкин, в полной мере обладает ощущением драматизма бытия, но при этом всегда стремится к состраданию и человеколюбию.
Третий период работы Ахматовой отличается слиянием поэтических и гражданских начал. Он может быть назван этапом приобретения духовной точки зрения высшего совершенства.
Наиболее показательным является поэма:
«Реквием» (1961 г.)
в ней женщина — поэт делит судьбу многих миллионов народов. В ней Анна Ахматова делится не просто горем, она показывает трагедию всего народа.
Это крик о сыне и всех, «кого уводили на рассвете». Поэма о простых смертных, о их лишениях, страданиях и гонениях…
«Реквием» стал обелиском всех жертв сталинского режима.
«В страшные годы ежовщины я провела
семнадцать месяцев в тюремных очередях
в Ленинграде.»
В стихотворении «Распятие» (одна из частей «Реквиема») объединяются судьбы Духа Божьего и земного сына реальных женщин. Таким образом, происходит параллель восхождения на Голгофу и муки в советских застенках.
Изучая особенности лирики Ахматовой мы наблюдаем как с возрастом оно приобретает философское значение, включая в себя гражданские мотивы. В стихах поэта в годы первой мировой и революционной эпохи прослеживаются эти мотивы.
Однако верхом гражданской лирики Анны Андреевой стал период второй мировой и послевоенный период восстановления России. И здесь поэзия Ахматовой достойно приняла на себя все трудности, призывая народ к мужеству и стойкости.
Творчество Анны Андреевны многогранно и не ограничивается только этими темами, очень популярны такие стихи как:
- «Перед весной бывают дни такие…» (1915 г.)
- «Еще весна таинственная млела…» (1917 г.)
- «Памяти друга» (8 ноября 1945 г.)
- «Мужество» (1942 г.)
- «Птицы смерти в зените стоят…» (1941 г.)
- «Зазеркалье» (1963 г.)
- «Все унеслось прозрачным дымом, / Истлело в глубине зеркал» (1929 г.)
Короткие стихи:
- «Молитва» (1915 г.)
- «Моею Музой оказалась мука» (1960 г.)
- «Мужество» (1942 г.)
- «А мы?» (1943 г.)
- «Он прав — опять фонарь, аптека…» (1946 г.)
- «Заплаканная осень, как вдова…» (1921 г.)
Ахматова — акмеист
Любовью к акмеизму Ахматову заразил Гумилёв, который являлся основателем этого течения. Молодые люди сильно воздействовали на поэзию друг друга, хотя Гумилёву сочинения жены и не нравились.
Написанием манифестов акмеизма Ахматова не занималась и о словесности стала размышлять только в поздние годы. В поэзии Ахматовой есть множество отличительных черт: свойственный акмеизму словесный минимализм, простота используемых образов и вместе с тем — психологическая глубина текстов.
Кроме того, Ахматова поражала читателей ярким образом незаметного обычно женского быта, а также тем, что женщина у неё — не Прекрасная Дама, которой восхищается лирический герой, но сам лирический герой.
Ахматова: декадентство и Нобелевская премия
Анна Ахматова выдвигалась на Нобелевскую премию по литературе дважды — в 1965 и в 1966 годах.
Однако, в 65-м премию присудили Михаилу Шолохову, а в 66-м Анна Ахматова умерла.
Оба раза её кандидатуру предлагали учёные из-за рубежа, на родине она долгое время подвергалась гонениям. Так, например, в 1946 её выгнали из Союза писателей за то, что её стихи носили декадентский, безыдейный, салонный характер.
Ахматова и Есенин
Есенина Ахматова буквально терпеть не могла.
С первой их встречи, в 1915 г. в литературном салоне, Анна Ахматова резко отзывалась об его хамстве, называла его пошлым. Плохим поэтом.
Больше всего её возмущало то, что хамство это было в нём воспитанным, ведь она помнила, что ещё не так давно Есенин был робким молодым человеком.
Впрочем, сам Есенин был о ней не лучшего мнения и говорил:
“Она совсем не такая, какой представлялась мне по стихам”.
Ахматова и Маяковский
Корней Чуковский видел в Ахматовой и Маяковском две России.
Действительно, поэты были прямыми антиподами друг друга. Тем не менее, их отношения были более чем интересными.
Маяковский не признавал стихов Анны Андреевны, он часто язвил об их буржуазных, эстетских наклонностях, однако на одном из вечеров проникновенно прочитал два её стихотворения, аргументируя это тем, что надо изучать и знать даже тех, чьё мнение не разделяешь.
Кроме того, именно стихи Ахматовой, влюблённый Владимир читал Лиле Брик.
Самоубийство поэта произвело на Ахматову большое впечатление. В 1940-м она написала «Маяковский в 1913 году».
«Я тебя в твоей не знала славе,
Помню только бурный твой расцвет,
Но, быть может, я сегодня вправе
Вспомнить день тех отдалённых лет.
Как в стихах твоих крепчали звуки,
Новые роились голоса…
Не ленились молодые руки,
Грозные ты возводил леса.
Всё, чего касался ты, казалось
Не таким, как было до тех пор,
То, что разрушал ты, — разрушалось,
В каждом слове бился приговор.
Одинок и часто недоволен,
С нетерпеньем торопил судьбу,
Знал, что скоро выйдешь весел, волен
На свою великую борьбу.
И уже отзывный гул прилива
Слышался, когда ты нам читал,
Дождь косил свои глаза гневливо,
С городом ты в буйный спор вступал.
И еще не слышанное имя
Молнией влетело в душный зал,
Чтобы ныне, всей страной хранимо,
Зазвучать, как боевой сигнал.»
***
Ахматова и Блок
Блок избегал общения с Ахматовой, после его смерти в записной книжке Ахматовой появились записи «воспоминания о Блоке» . Однако в своей статье «Без божества, без вдохновенья» Блок резко выделил поэтессу из общей массы акмеистов, которых разгромил в своём сочинении. Стихотворение Анны Андреевны:
«Он прав — опять фонарь, аптека…» (1946 г.)
Он прав — опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит…
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит
Когда он Пушкинскому Дому,
Прощаясь, помахал рукой
И принял смертную истому
Как незаслуженный покой.
***
А. А. Ахматова — «Воспоминания об Александре Блоке»
Ахматова и Мандельштам
Союзники по «цеху» акмеистов, ещё в 1912 году, поэты были очень близки, и во времена революции их дружба только крепла. Даже в жестокие тридцатые годы, накануне ссылки, Мандельштам с гордостью утверждал, что он — современник и собрат Ахматовой.
А Анне Андреевне говорил:
«Ваши строки можно удалить только хирургическим путем».
А. А. Ахматова — «Воспоминания об О. Э. Мандельштаме»
Память об А. Ахматовой
После смерти Ахматовой многие поэты посвящали её памяти стихи. В их числе Иосиф Бродский, Евгений Евтушенко.
Сочинения Иосифа Бродского в 4-х т. Т. 3.
— СПб., 1992. — С. 178.
«На столетие Анны Ахматовой»
«Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры острие и усеченный волос —
Бог сохраняет все; особенно — слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.
В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,
и заступ в них стучит. Ровны и глуховаты,
затем, что жизнь — одна, они из смертных уст
звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.
Великая душа, поклон через моря
за то, что их нашла, — тебе и части тленной,
что спит в родной земле, тебе благодаря
обретшей речи дар в глухонемой вселенной.»
***
Июль 1989 Иосиф Бродский.
Литературные вечера памяти ежегодно устраиваются в ближайшие к 25 июня (день рождения поэтессы) выходные около её дачи.
Анна Ахматова: Pro et contra.
СПб.: РХГИ, 2001. — С. 813.
Привыкают к пчеловоду пчелы,
Такова пчелиная порода,
Только я Ахматовой уколы
Двадцать три уже считаю года.
***
Осип Мандельштам
На могиле Анны Андреевны — тюремная стена, выстроенная её сыном, точная копия той, под которой Ахматова стояла много лет, пытаясь вызволить сына из заточения.
В Санкт-Петербурге, любимом городе поэтессы, есть музей Анны Ахматовой, дворик её имени и памятник ей, во дворе Царскосельской гимназии искусств.
Также памятник стоит в городе Таормина, в Италии.
В честь Анны Ахматовой названы улицы по всей России, а ещё её имя носит малая планета и кратер на Венере.
Всякий раз, читая её о ней, плачу…
А Вам спасибо за Ваш сайт!