1800-1830-е прошли под знамением золотого периода нашей культуры. Это было время театров, балов, альбомов, дуэлей, Пушкина, Лермонтова и Грибоедова. Однако уже в конце того же века наступает иная эпоха — меланхоличный и гремящий, противоречивый и гармоничный, лиричный Серебряный век, и стихи этого века — иные.
В круговороте уникальных личностей, их драматических историй и важных для мирового культурного фонда детищ легко потеряться. В материале разберёмся в наследии авторов Серебряного века и в особенностях жанров, в которых они творили.
Кратко о «Серебряном веке» в русской поэзии
«Серебряным веком» называют промежуток между 1890-ми и 1920-ми. Искусство переживало невиданный с 1830-х подъём. Общество в начале века бурно менялось — менялась и духовность.
Появляются разнообразные модернистские течения, и их многообразие особенно видно в лирике этих лет. Поэты 20 века отвергают прежние ценности и идеалы, ищут новые идолы и стремления в «Серебряном веке», в котором особенно популярен стал модернизм. Модернистская литература контрастна между собой и составляет в совокупности картину разношёрстного общества в волнующемся мире нового века.
На западе это время признаётся упадническим, но в России даже название говорит о благородности «Серебряного века». Интересно, что самим представителям этого периода, термин был унизителен. Оно как бы противопоставлялось понятию золотого века, ставя представителей новой эпохи ниже предшественников.
Принято считать, что термин «Серебряный век» ввёл Николай Бердяев, знаменитый русский философ, однако это не так. Омри Ронен, филолог-славист, заинтересовавшись вопросом этимологии названия, выпустил целую книгу «Серебряный век как умысел и вымысел».
В этой книге он ответственно заявляет, что приписывание изобретения термина «Серебряный век» Бердяеву ошибочно. Бердяев называл рубеж веков русским культурным ренессансом (возрождением). Авторство же словосочетания ему отдают потому, что Сергей Маковский, в своих мемуарах «На Парнасе Серебряного века» неточно выразился: «Томление духа, стремление к „запредельному“ наполнило наш „Серебряный век“ (противополагая пушкинскому — „Золотому“), возможно под влиянием Запада».
Основные литературные направления. Характерные черты
«Серебряный век» ознаменовал собой расцвет новой русской поэзии, появление большого количества поэтов, совершенно новых поэтических течений таких как: акмеизм, имажинизм, символизм и футуризм.. Появляется — «литература русского модернизма» В моде Экзотика, поэты ищут индивидуальность, реальность отходит на второй план, на первом плане Идея.
Театры
Рассказ о взлезших на подмосток
Аршинной буквою графишь,
И зазывают в вечер с досок
Зрачки малеванных афиш.
Автомобиль подкрасил губы
У блеклой женщины Карьера,
А с прилетавших рвали шубы
Два огневые фокстерьера.
И лишь светящаяся груша
О тень сломала копья драки,
На ветке лож с цветами плюша
Повисли тягостные фраки.
***
1913 г. В. Маяковский
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
***
Вэлимир Хлебников
Когда не хватало или не находилось слов, их можно было придумать!
Реализм
Этот жанр, ранее бывший таким популярным, сдаёт позиции. Однако он остаётся в наследии многих прозаиков, писавших в эти годы — например, Максима Горького («Детство», «На дне», «Мать»), основателя социалистического реализма. Кроме Горького, реалистическую прозу писал Леонид Андреев («Иуда Искариот», «Кусака», «Сашка Жегулёв»).
В. Короленко, А. Куприн, В. Вересаев, Е. Замятин, А. Ремизов, Ф. Сологуб, А. Белый.
Модернизм
Пришедший на смену реализму, он характеризуется стремлением к поиску новых идеалов, идей и путей их выражения. В новом веке прежние ценности и формы признаются шаткими, представители движения порывают с ними как с неактуальными ныне.
Они стремятся познать и отразить действительность новыми методами: либо перестраивают язык под свои нужды, как футуристы, либо «выжимают» из слов всё, чтобы наиболее точно передать своё видение.
Подавляющее большинство шедевров двадцатого века было написано в этом направлении. В этой статье речь идёт об отечественном стихотворстве, однако в этом направлении также работали такие великие классики как Вирджиния Вулф, Олдос Хаксли, Эрнест Хэмингуэй, Франц Кафка и Эрих Мария Ремарк.
Модернистская лирика делится на несколько веяний, которые мы рассмотрим ниже.
Символизм
Характерная черта — двойственность действительности. Все предметы материального мира параллельно существуют в абстрактной реальности знаков, в котором они являются символами каких-то состояний души, её явлений. Дуализм смысла также заключается в переосмыслении привычных образов. Направлению свойственно воздействие на чувства человека, на эмоции, а не на разум.
Старшие символисты: Д. Мережковский, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Н. Минский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Добролюбов. Для них символизм это поэзия в эстетическом плане, где поэт является творцом, созидателем личных и художественных ценностей.
Младшие символисты: Ю. Соловьёв, А. Блок, В. Иванов, А. Белый, И. Анненский, Эллис (Лев Львович Кобылинский), Л. Д. Зиновьева-Аннибал, М. Волошин, Ю. К. Балтрушайтис.
Для них направление символизма олицетворяло собой поэзию философии переломленную в сознании поэта. «Центром» символизма в то время являлась редакция «Скорпион». Совершенно понятно, потому что главным редактором в ней был В. Брюсов.
Имажинизм
В нашей стране появился в начале двадцатого века, после революции, и надолго не задержался. Зимой 1919-го состоялась первая поэтическая встреча, где присутствовали Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и другие, на следующий день была опубликована Декларация имажинистов.
В.Шершеневич противопоставляет имажинизм (от английского «image» — картинка) футуризму — другому широкому движению двадцатого века. Целью имажинистского искусства становится ритмика и создание образа, сам он как таковой. Достигается эта цель через метафоры или цепи метафор, которые сравнивают значения дословное и иносказательное.
1919-1924 годы определённо являются годами расцвета имажинизма. Был издан свод правил имажинистов, который подписали: С. Есенин, М. Ройзман, Р. Ивнев, И. Грузинов, А. Мариенгоф (его поэзия отличается сложностью, высокопарностью, прослеживается тема богохульства и революционной жестокости), В. Шершеневич (по праву считается основателем имажинизма), Б. Эрдман, Г. Якулов, А. Кусиков…, все члены «ордена имажинистов», председателем которого кстати был С. Есенин.
Акмеизм
В переводе с греческого, «akme» означает «высочайшая степень». Акмеисты ставили целью своего творчества достижение высшей инстанции истины. Они превозносили художественность материального мира. Гармонию с природой, окружающим миром и смысл бытия. В отличие от символизма, акмеизм не имел в виду дуализма реальности и рассматривал истинные, первоначальные смыслы предметов.
Любопытно, что это родственные веяния, однако символистское привносило в тексты, на взгляд акмеистов Серебряного века, слишком много таинственности и абстракции. Для того чтобы вернуть определённость, акмеизм оперирует конкретными названиями предметов и чувств.
Существительных в этих текстах обычно больше, чем прилагательных или глаголов. Ярчайшие личности двадцатого века, которые сочиняли в этом направлении — Ахматова, Мандельштам, Городецкий.
Футуризм
Латинское слово «futurum», давшее название движению, означает «будущее». Эти люди действительно считали себя «лицом нашего Времени» и голосами наступающего века, в своём искусстве они игнорировали или даже обличали прежние романтичные и социальные настроения духовной сферы общества, предлагая на замену технологичные и революционные.
Возможно, поэтому с приходом советов к власти футуризм сделался самым перспективным и уважаемым веянием, при том, что многие другие поэты «Серебряного века» были объявлены «упадническими».
Главные деятели — Владимир Маяковский с прославленной «лесенкой», Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Бенедикт Лившиц, Алексей Кручёных и Василий Каменский. Манифест футуристов вошел в сборник «Пощёчина общественному вкусу», включавший труды вышеперечисленных публицистов. В «Пощёчине» авторы призывают «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с «Парохода Современности.»
Труды поэтов-футуристов «Серебряного века» изобилуют новаторскими формами стихосложения, в них много неологизмов («небосиний» Маяковского, «смехач» и «могатство» Хлебникова и так далее), абсолютно различных по способам образования. Они развивают «новояз», сокращая существующие слова для придания им большей краткости и ёмкости, звучности.
Все таки у нас великая страна и талантливые люди.
Спасибо! Было интересно!!!
Очень интересная информация, спасибо!
Спасибо за интересную статью! 💡